Виктор Парахин: Цифровым платформам в транспортной отрасли не хватает единых стандартов
CNews: Как протекает цифровая трансформация в российском транспортном секторе? На каком этапе она находится?
Виктор Парахин: С момента вступления в силу документа «Цифровая экономика Российской Федерации» в транспортном сегменте ведется детальная проработка вопросов цифровизации всех ключевых процессов. С каждым годом увеличиваются объем и сложность государственных задач, стоящих перед отраслью: развитие транзитного потенциала страны, повышение связанности регионов и др. Со стороны бизнеса сформировано множество значимых сервисов. Это электронная цифровая накладная, «умная дорога», обеспечение безопасности на транспорте, цифровые сервисы для пассажирских и грузоперевозок, электронная пломба и декларирование грузов, сопутствующие услуги.
CNews: Какие значимые проекты были реализованы в этой сфере?
Виктор Парахин: Сейчас в России реализуются мега-проекты по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры. Они отражены в программах «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Данные инициативы нацелены на реализацию транзитного потенциала России, улучшение качества и безопасности транспортных услуг, увеличение экспортного потенциала и повышение мобильности граждан.
Новые подходы к правовому и техническому регулированию, единые стандарты, применение «сквозных технологий» – все это делает мультимодальные перевозки простыми и удобными, снижаются логистические издержки на маршрутах. Интеграция транспортных интеллектуальных систем, телематических и информационных ресурсов в итоге дает прозрачность логистическим потокам. Такая оптимизация при международном сотрудничестве со странами-партнерами ЕАЭС, ШОС, БРИКС, СНГ открывает новые возможности для всех.
Виктор Парахин: Сейчас в России реализуются мега-проекты по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры
Любая работа должна быть спланирована и продумана. Как приоритезировать усилия? Какие заявки на развитие транспортной инфраструктуры можно считать первоочередными? И как понять, принесли ли вложения в инфраструктуру отдачу? Это возможно при использовании инструментов планирования, основанных на моделях транспортных потоков и инфраструктуры, с учетом прогнозов развития отраслей экономики. Мы работаем над этим.
В России экосистема цифровых платформ уже приобрела свои формы. Бизнес и государство ведут слаженную работу. Прорабатываются все три уровня взаимодействия: внутриотраслевой, межотраслевой и трансграничный инфообмен.
CNews: На каком этапе находится создание единой цифровой платформы транспортного комплекса РФ, разработка стандартов информационного взаимодействия отрасли?
Виктор Парахин: Экосистема цифровых платформ находится в постоянном взаимодействии. Здесь очень важно наличие единой доверенной среды для участников транспортного рынка. Каждый должен быть уверен в том, что получает достоверные данные от надежного источника. Мы проработали этот вопрос и создали концепцию Единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС), которая позволяет в режиме реального времени безопасно обмениваться данными о движении транспортных средств, груза и его составе, доступности, общем состоянии объектов инфраструктуры, возможностях хранения грузов и перевалки, текущем метеорологическом состоянии и влиянии транспортных объектов на окружающую среду.
ЕЦТЛС – это организованная совокупность цифровых платформ, систем и инфраструктуры их взаимодействия между собою и с объектами и участниками транспортного комплекса с максимально возможной эффективностью. Это унифицированная, стандартизированная среда информационного обеспечения транспортно-логистических процессов. Надежная и безопасная ЕЦТЛС, доступность достоверных и юридически-значимых данных от подключенных объектов позволят сократить сроки доставки грузов за счет повышения скорости обмена информацией и ее интероперабельности. ЕЦТЛС не только обеспечит создание доверенной среды для внутриотраслевого общения, но сделает Россию привлекательным партнером для стран Евразийского континента, позволит предложить лучшие и самые прозрачные условия по транспортировке всех видов грузов по своей территории.
CNews: Расскажите о ходе реализации программы «Цифровой транспорт и логистика». Что было сделано за прошедший год?
Виктор Парахин: Цифровизация в транспортном секторе идет в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Конкретные меры закреплены в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 г., паспорт которой утвержден в январе 2019 года.
ЕЦТЛС по своей сути полностью соответствует направлениям, отраженным в ведомственном проекте «Цифровой транспорт и логистика». Это грузовые и пассажирские перевозки, внедрение беспилотников. Для повышения уровня безопасности будет создана доверенная среда на логическом уровне – Цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК). Она установит единые стандарты, правила и регламенты информационного обмена, в том числе юридически значимые данные о транспортной инфраструктуре и транспортных средствах. Платформа выступит в качестве агрегатора информации о транспорте, который исключает приватизацию этих данных и гарантирует недискриминационный доступ к ним всех заинтересованных участников отрасли. Только внедрив ЦПТК, мы сможем создать доверенную ЕЦТЛС. А Россия, построив единое цифровое транспортно-логистическое пространство, сможет предложить всем странам Евразийского континента лучшие услуги международных транспортных коридоров и транспортно-логистических центров, превратившись в глобальный мега-хаб.
CNews: Какие задачи будут решены в ходе построения Цифровой платформы транспортного комплекса?
Виктор Парахин: Если ЕЦТЛС – это обеспечивающий уровень для доверительного взаимодействия участников транспортной отрасли, то логическим ядром, которое установит все правила инфообмена между ними, будет ЦПТК. Основное назначение ЦПТК – реализация механизма «Единого окна», к которому в доверительном режиме смогут обращаться все участники транспортного рынка. Это обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам и сервисам транспортного комплекса. Также будет решена задача создания и ведения единого реестра цифровых платформ и сервисов в составе цифровой экосистемы. ЦПТК позволит сохранить наш национальный суверенитет над информационными потоками в транспортном комплексе страны.
В основу построения ЦПТК закладываются тенденции к сокращению логистических издержек во всех цепях поставок по международным транспортным коридорам, проходящим через территорию страны, уменьшению сроков оформления в транспортно-логистических узлах, сокращению количества «бумажных» документов. Реализация проекта позволит создать комплекс цифровых сервисов для бизнеса по управлению движением транспортных логистических потоков на основе мониторинга информации в цепях поставок товаров и услуг. А также обеспечит автоматизированную заполняемость информационных ресурсов министерства транспорта Российской Федерации достоверными, унифицированными и гармонизированными первичными данными о процессах транспортной отрасли. Причем на внутриотраслевом, межотраслевом и трансграничном уровнях.
CNews: Как вы можете охарактеризовать взаимодействие государства и бизнеса в рамках программ цифровой трансформации транспортного сектора?
Виктор Парахин: Множественность и разнообразие цифровых платформ просто необходимо привести к единым стандартам для того, чтобы вся конструкция представляла собой полную, взаимосвязанную и устойчивую структуру. Также необходимо создание системы прослеживаемости, в том числе и для транзитных грузов: формирование условий для так называемого «зеленого коридора» транзита через территорию ЕАЭС при трансграничном взаимодействии.
Данные этой системы хранятся у бизнеса, который является владельцем цифровых платформ, где циркулирует информация. Бенефиты от ее реализации понятны: получатель и отправитель видят состояние груза, идет сокращение транзакционных издержек, при сопряжении цифровых платформ снижается вероятность задваивания данных при мультимодальной перевозке, появляются новые источники информации для исследования, другие выгоды.
С другой стороны, государство является владельцем всех данных о транспортной инфраструктуре, регулятором изменений. Бизнес нуждается в достоверных и своевременных данных, которые помогут планировать развитие, создавать и модернизировать транспортные услуги. Инфообмен должен быть непрерывным. Государство взаимодействует с бизнесом, коммерческие компании – друг с другом. Бизнес зависит от изменений данных о транспортной модели, а она меняется в соответствии информацией, поступающей от бизнеса. И все взаимодействие происходит в онлайн-режиме, работают механизмы удостоверения информации, очистки от некорректных данных, формируются разноуровневые аналитические отчеты, меняются рейтинги.
CNews: Каков текущий статус Цифровой платформы транспортного комплекса?
Виктор Парахин: ЦПТК – главный элемент, обеспечивающий формирование единого цифрового пространства транспортного комплекса. Возникает необходимость выстраивания взаимоотношений между субъектами, определения прав на цифровые активы, постоянной систематизации данных и поддержания архитектуры цифрового пространства. ЦПТК – это ключевой механизм создания Отраслевой системы управления данными транспортного сектора, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью Национальной системы управления данными (НСУД). Последняя будет ориентирована на обеспечение контроля качества информации, единообразие требований к управлению ею, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного использования.
CNews: Какие ключевые проекты «ЗащитаИнфоТранс» в области цифровизации на транспорте вы могли бы отметить?
Виктор Парахин: Компанией «ЗащитаИнфоТранс» проделана существенная работа по созданию концепции ЕЦТЛС и ЦПТК. Также совместно с нашими партнерами – участниками ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» мы ведем ряд проектов по созданию цифровых сервисов по организации доступа к массивам данных существующих цифровых бизнес-платформ.
Также среди ключевых проектов «ЗащитаИнфоТранс» – цифровизация Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), созданная во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Цифровое развитие ЕГИС ОТБ как самостоятельной платформы соответствует темпам цифровой трансформации всего транспортного комплекса. Данная платформа в определенном смысле находится в авангарде соответствующих работ. Прежде всего, это совместный опыт государства и бизнеса по созданию единой территориально распределенной системы аттестации сил транспортной безопасности в масштабах всей страны. В процесс вовлечены почти 150 органов аттестации и аттестующих организаций. Это и комплексная система сбора в трансграничном режиме сведений о пассажирских перевозках, в которую передают данные перевозчики 138 стран мира. Наряду с техническими разработками, рядом компетентных органов в области транспортной безопасности разработаны новые методологические подходы для совершенствования процессов информационной поддержки, развивается нормативно-правовая база.