ФГУП «Росморпорт» ввело в промышленную эксплуатацию информационную систему обеспечения лоцманской деятельности в трех морских портах
Информационная система обеспечения лоцманской деятельности (ИСОЛД) введена в промышленную эксплуатацию в пилотной зоне – морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Астрахань и Оля. Проект реализован в рамках работы Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт», который осуществляет свою деятельность под председательством Генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергея Пылина.
Об этом в своем докладе рассказала заместитель начальника Управления цифрового развития - начальник отдела развития и эксплуатации цифровых и мониторинговых систем ФГУП «Росморпорт» Анна Стригунова в ходе выступления на X ежегодном форуме «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», который проходит 3-4 апреля 2025 года в Москве в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.
Основные задачи при создании ИСОЛД – импортозамещение иностранного программного обеспечения Transas Pilot Pro, которым пользовались лоцманы ФГУП «Росморпорт» для выполнения рабочих задач, и создание комплексной системы, обеспечивающей совместную работу лоцманов и смежных специалистов – диспетчеров, распределяющих задачи на проводку, и экономических служб, обрабатывающих лоцманские квитанции. Такая система позволит автоматизировать весь процесс лоцманской проводки и осуществлять мониторинг обстановки в режиме онлайн.
«Уже сейчас можно отметить, что отечественное ПО показывает стабильность работы. Также мы получаем положительные отзывы лоцманов», – сообщила Анна Стригунова.
Технически система состоит из нескольких компонентов. Прежде всего, это программно-аппаратный комплекс, включающий индивидуальные лоцманские планшеты со специализированным приложением, которое позволяет планировать маршруты лоцманских проводок на электронной навигационной карте, получать от диспетчера задачи на проводку и обеспечивает мониторинг перемещения судна во время проводки.
Береговая часть системы включает в себя веб-приложение диспетчера, позволяющее вести план судозаходов и ставить задачи на проводку, а также вести и корректировать необходимые системные справочники.
Сервер мониторинга и анализа данных обеспечивает сбор, обработку и анализ отчетных данных и позволяет проиграть треки проводок, что полезно при их планировании и при расследовании аварийных случаев.
ИСОЛД интегрирована с системой расчета портовых сборов и Ситуационным центром ФГУП «Росморпорт», благодаря чему происходит непрерывная передача необходимых данных для построения отчетов о загруженности лоцманов, выполненных проводках и других важных параметрах.
ФГУП «Росморпорт» планирует в дальнейшем осуществить подключение к единой системе обеспечения лоцманской деятельности всех филиалов, а также интегрировать ИСОЛД и Портал оказания услуг для реализации механизма электронной подачи заявок на лоцманские проводки. Кроме того, на базе полученных треков проводок и накопленной в системе информации планируется в будущем создать модель для расчета оптимального маршрута лоцманской проводки для разных типов судов.
Узнать более подробную информацию о результатах внедрения ИСОЛД и протестировать программное обеспечение можно будет на демо-дне ИЦК на транспорте 23 апреля 2025 года. Регистрация по ссылке: https://dtla.ru/ick-dtla/.
Проект по созданию Портала оказания услуг, предназначенного для взаимодействия с потребителями по принципу «единого окна», реализован в 2024 году.
«В качестве пилотного филиала был выбран Азово-Черноморский бассейновый филиал как один из наиболее крупных и оказывающий широкий перечень услуг. При реализации проекта много внимания было уделено обследованию бизнес-процессов оказания услуг во всех филиалах предприятия для выявления общих закономерностей», – отметила заместитель начальника Управления цифрового развития.
Проект находится в эксплуатации уже больше года в морских портах Темрюк, Кавказ и Туапсе. За это время в электронной форме подписано более 50 договоров на оказание услуг буксиров и разъездных катеров и обработано более 500 заявок. Скорость обработки заявок снизилась с нескольких дней до нескольких часов за счет автоматизации процессов обработки данных, а у контрагентов появился удобный инструмент для взаимодействия с предприятием.
В планах ФГУП «Росморпорт» – дальнейшее развитие и тиражирование данного проекта, а именно поэтапное внедрение Портала оказания услуг во всех филиалах, запуск виртуального ассистента и мобильного приложения.
ФГУП «Росморпорт» входит в Ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика» с 2021 года.