Новости

Главные цифровые тенденции 2024 года: автономный транспорт и оплата поездки в один клик

10 января 2025

В 2024 году цифровые транспортные решения не только продолжили активно развиваться, но и доказали свою ключевую роль в трансформации отрасли. Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» укрепила статус центра притяжения цифровых лидеров — компаний, которые задают тренды и двигают цифровизацию вперед. По итогам года Ассоциация выделила главные тенденции, определяющие будущее транспортной отрасли.

Подводя итоги года, Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов отметил ключевые тренды, которые определили развитие отрасли в 2024 году.

«Уходящий 2024 год стал переломным для транспортной отрасли с точки зрения цифровизации. Мы наблюдаем сразу несколько ключевых трендов: рост высокоавтономных технологий на автодорогах, железнодорожном и водном транспорте, рост применения электронного документооборота и внедрение целого комплекса цифровых пассажирских услуг. Эти новации помогают нам не только повышать эффективность перевозок, но и делать их более безопасными и удобными, как для бизнеса, так и для пассажиров. Важно, что все эти достижения — результат тесного взаимодействия государства, бизнеса и отраслевых экспертов, и мы уверены, что эта динамика быстрых цифровых побед сохранится в будущем», - отметил Дмитрий Баканов.

В свою очередь директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова считает, что цифровизация уверенно продолжает менять правила игры на транспортном рынке и создает новые возможности для повышения эффективности и удобства перевозок. Глядя в будущее, она поделилась своим взглядом на перспективы развития отрасли в 2025 году. «Грядущий 2025 год станет годом дальнейшего рывка в цифровизации транспортной отрасли. Мы ожидаем значительное расширение использования автономных технологий на ключевых транспортных маршрутах страны, запуск прототипа национальной платформы "ГосЛог" и дальнейшее развитие электронного документооборота. Все эти инициативы создают основу для более эффективной, прозрачной и удобной логистической экосистемы. Мы гордимся, что Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» выступает катализатором этих перемен, объединяя лидеров отрасли для решения задач завтрашнего дня. Мне также особо приятно отметить, что многие знаковые события берут свою точку отсчета с форума «ЦИФРОВАЯ ТРАНСПОРТАЦИЯ», который в этом году мы провели уже второй раз. В частности, на форуме в 2023 году было запущено движение первого автономного парома, а в 2024 году – совершился мега-прорыв в области автономных грузовых автоперевозок – мы запустили полностью беспилотное движение между Москвой и Санкт-Петербургом, а водитель-испытатель пересел на пассажирское сидение», - отметила Полина Давыдова.

Высокоавтоматизированный транспорт, как рельсовый, так и автомобильный, стал одним из ярких трендов этого года. Безусловно, самая главная новация года - открытие полностью беспилотного движения на трассе М-11 «Нева» Москва-Санкт-Петербург и, как следствие, переход на новый уровень – теперь водитель-испытатель может сидеть на пассажирском сидении, а не за рулем.

Парк беспилотных грузовиков, осуществляющих коммерческие перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом, за год увеличился с 9 грузовиков до 55, пробег автомобилей превысил 4,6 млн км, а объем перевезенного груза достиг более 500 тысяч кубометров. В следующем году количество высокоавтоматизированных машин увеличится более, чем в два раза.

В августе этого года правительство России расширило эксперимент на трассы ЦКАД и М-12 «Восток» (Москва-Казань). Беспилотные перевозки грузов на ЦКАД начнутся уже в первом квартале 2025 года, прототип цифрового двойника трассы уже проходит испытания.

В августе этого года РЖД первыми в мире запустили беспилотное железнодорожное движение. Поезд «Ласточка» с автоматической системой управления третьего уровня начал курсирование на Московском центральном кольце. Сейчас «Ласточка» облетела МЦК уже более тысячи раз, проехала более 54 тысяч километров, что соответствует почти 6 поездкам по всей длине Транссиба. К середине 2025 года планируется завершить испытания бортовых систем и технического зрения по четвертому, наивысшему, уровню автоматизации.

Кроме того, успешно проходят испытания и автономного водного транспорта, паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые в конце 2023 года приступили к коммерческой работе в автономном режиме на линии Усть-Луга-Калининград, уже перевезли порядка 1 800 тысяч тонн груза, 1 618 пассажиров и прошли более 200 тысяч морских миль.

Все более широко применяется электронный документооборот на транспорте с помощью Госинформсистемы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). В системе уже можно оформить шесть видов документов, в том числе – путевой лист и транспортную накладную. Каждую неделю в системе оформляется около 200 тысяч документов. На конец 2024 года в ГИС ЭПД будет оформлено уже 10 млн документов.

В этом году был сделан еще один значимый шаг в сфере цифровизации грузовых перевозок – был оформлен первый тестовый электронный коносамент (один из основных документов в водных перевозках, который подтверждает, что перевозчик получил товар для транспортировки от грузовладельца) для перевозки из Владивостока на Сахалин. В течение 2024 года законодательно была закреплена возможность оформления шести типов документов для водного транспорта, в 2025 году их можно будет оформлять через ГИС ЭПД.

Работа над развитием электронных сервисов для грузоперевозчиков не прекращалась в течение всего года: Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа, или «ГосЛог» создается как система «единого окна» для взаимодействия государства и перевозчиков. Уже в середине года стартовал эксперимент по созданию, апробации и внедрению «ГосЛога»: были отобраны первые 11 маршрутов для изучения всех «подводных камней» и выявления конкретных точек для перехода на электронный документооборот. К концу 2024 года рейсы были физически пройдены, сейчас идет аналитическая работа по подведению окончательных итогов. В настоящий момент также идет построение архитектуры прототипа будущего сервиса «единое окно». В первом полугодии 2025 года мы рассчитываем на запуск его эксплуатации.

Еще одним мега-трендом уходящего года стали цифровые решения для пассажирских перевозок. Они касаются более удобных способов оплаты проезда – по биометрии или с помощью геолокации. Бесконтактные системы оплаты по биометрии («по улыбке») уже применяются в метрополитене Москвы последние несколько лет – ею воспользовались уже более 135 млн раз. Также оплата по биометрии распространена в Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, где было совершено более 32 тысяч проходов; прорабатывается ее внедрение в Самаре.

Активно развивается и другой инновационный способ оплаты в наземном транспорте – по геолокации, которая работает благодаря определению местоположения смартфона. Пассажир может зайти в автобус, троллейбус или трамвай, спокойно занять место в салоне и расплатиться за проезд с помощью приложения в телефоне. Оплата по геолокации уже внедрена в городском наземном транспорте в Ярославле, Ижевске, Твери, Казани, Перми и в Нижнем Новгороде, идет тестирование в Московской области и Санкт-Петербурге. Суммарно уже совершено более 10 миллионов поездок. Такой же способ оплаты тестируется в электричках в Казани, Нижнем Новгороде и Калининграде.

Не прекращается работа и над другими нашими цифровыми проектами. Так, например, уже совершено более 66 тысяч транзитных перевозок с применением электронных навигационных пломб.

Более 240 тысяч грузовиков воспользовались функцией электронного бронирования времени пересечения границы через пункты пропуска. Такая опция позволяет перевозчикам сократить время прохождения границы. Сейчас опция доступна на пунктах пропуска Забайкальск (граница с Китаем), Бугристое (граница с Казахстаном) и Чернышевское (граница с Литвой). С 25 декабря система заработала на автомобильном пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр в Республике Дагестан на границе с Азербайджаном.

В системе ФГИС «Такси» зарегистрировано уже более 137 тысяч перевозчиков, более 681 тысяч легковых такси и более 1,3 тысячи служб заказа такси. Система консолидирует и систематизирует ключевые сведения, обеспечивает пассажирам возможность проверить легальность перевозчика и авто, помогает повысить уровень прозрачности отрасли и контроля за ней. Более того, ФГИС «Такси» позволяет осуществлять проверки наличия разрешения у такси при помощи QR-кода.

К системе экстренного реагирования при авариях на дорогах «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено почти 12 млн транспортных средств. За время работы системы свыше 424 тысячи вызовов передано спасателям. В 80% случаев срабатывание произошло в автоматическом режиме при тяжёлых ДТП, когда водители или пассажиры не могли сами вызвать помощь.

Продолжается и переход на отечественные цифровые решения. Так, например, с помощью системы бронирования «Леонардо» (она пришла на смену зарубежным продуктам) было перевезено более 140 млн пассажиров. С помощью «Авиационной сервисной платформы», которая позволяет передавать авиационные сообщения, передано уже более 130 млн сообщений. Система розыска багажа «Bags Поиск» позволила найти более 250 тысяч единиц багажа и применяются уже не только в российских аэропортах, но и за рубежом – в Белоруссии и Армении. Система общего доступа CUTE - позволяет обслуживать пассажиров разных авиакомпаний на одних и тех же стойках регистрации, и выходах на посадку – внедрена в 23 российских аэропортах и обслужила уже более 23 млн пассажиров.