Госдума рассмотрит законопроект, ужесточающий наказание за нарушения ПДД на СИМ и велосипедах
Совет Думы принял такое решение 8 июля, как сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. В новом законе предусмотрены штрафы за управление индивидуальными мобильными средствами в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил дорожного движения, приведшее к пострадавшим, уклонение от ответственности при ДТП и превышение скорости.
Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» считает, что ужесточение ПДД для СИМ, конечно, даст кратковременный результат, но, в первую очередь, стоит обеспечить инфраструктуру, которая сможет регистрировать правонарушения.
«СИМ — это новый массовый вид транспорта. Это не автомобили, не велосипеды и не пешеходы. Здесь требуются новые подходы к регулированию. В отличие от автомобиля СИМ не являются средством повышенной опасности, хоть и могут причинить вред — они перемещаются там, где находятся дети и пешеходы. Нужно решить несколько задач. Выделить географию зон регулирования СИМ, понимая, в зависимости от того, где СИМ движется — на автодороге, на тротуаре и на велодорожках, в городах или вне городов — на дачных участках. В эксплуатации СИМ есть два ярко выраженных сегмента. Первый структурирован — это кикшеринг с понятными операторами, с которыми можно взаимодействовать в части регулирования и мер, которые обеспечивают их реализацию. Но есть и большое число личных СИМ, которые находятся в частной собственности — что с ними делать? Это две разные зоны ответственности, к которым надо применять разные методы. Сейчас беспроводная связь есть практически у каждого владельца СИМ — это надо использовать при разработке меры регулирования. И реализация регулирования потребует создания инфраструктуры, изменения или создания новых органов, которые будут следить за выполнением. Потребуются расходы от государства, а не только принятие какого-то законодательства. Надо учитывать новые возможности — регулирование СИМ должно происходить не на основе корректировки, изменения существующих законов или технического регулирования. Для СИМ должно быть разработано отдельное специализированное регулирование, отдельный закон, федеральный закон о СИМ и все необходимые подзаконные акты. Подготовкой такого закона необходимо разработать концепцию такого законодательства, которой пока нет. Есть дорожные карты, но нет самой концепции», — заявил Андрей Ионин, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
«Яндекс Go развивает и внедряет технологии безопасных поездок с первого дня работы сервиса. Максимальная скорость самокатов уже ограничивается в "медленных" и запретных для катания зонах с помощью IoT-трекеров. Они определяют геопозицию самоката и дают сигнал, если транспорт заехал в зону с ограничениями. Важно не только штрафовать, но и не допускать нарушений и повышать культуру вождения. Недавно в Москве мы открыли Школу вождения самокатов — в прошлом сезоне ее посетило более 5 тыс. человек. Для того, чтобы следить за самокатами в городе, Яндекс Go на треть увеличил штат специалистов — они помогают переставлять неправильно припаркованные самокаты, фиксируют нарушения и т. д. Самые распространенные нарушения, за которые были выписаны штрафы — это неправильная парковка, поездка вдвоем на одном самокате и неспешивание на пешеходном переходе», — заявили в Яндекс Go.
«МТС Юрент поддерживает меру по повышению штрафов за нарушения ПДД на самокатах. При этом важно, что штрафы должны единообразно применяться не только к водителям шеринговых, но и частных самокатов. Если кикшеринги ужесточили политику в отношении нарушителей, то водители частных СИМ по-прежнему почти не контролируются и к ним редко применяются каки-либо санкции. МТС Юрент, со своей стороны, ужесточил наказание для нарушителей на своих самокатах. В частности, за езду в нетрезвом виде размер штрафа составляет 100 тыс. руб., за езду вдвоем — 5 тыс. руб., передача самоката ребенку — 10 тыс. руб., неспешивание на пешеходных переходах — 1 тыс. руб. По ряду нарушений к штрафам добавляется блокировка аккаунта в приложении — она может быть пожизненной или сезонной. Мы уже вынесли несколько тысяч штрафов в соответствии с новыми правилами», — заявили в МТС Юрент.
«Нам кажется логичным развитие системы штрафов и точечное ужесточение ответственности по пунктам, которые наиболее часто приводят к ДТП и инцидентам с участием электросамокатов. Как раз поэтому в мае этого года мы, после масштабной работы по распространению знаний о ПДД, совместно с другими операторами кикшеринга, ввели новые штрафы и повысили размер существующих. Пользователи несут дополнительную ответственность за поездки вдвоем, передачу управления несовершеннолетним, инциденты, повлекшие за собой травмирование других людей и т. д. По аналитике нашего сервиса мы видим, что нарушителей — менее 1% от всего числа пользователей. Но это как раз те пользователи, которые могут нарушать осознанно и не единожды. Как раз для воздействия на эту аудиторию мы увеличили размер штрафов. Штрафы к нарушителям применяются только при наличии веских оснований и доказательств. Мы также рассматриваем предложение о направлении этих средств на проекты развития инфраструктуры и образования в сфере СИМ. Штраф за поездки в состоянии алкогольного опьянения у нас составляет 100 тыс. руб.», — заявили в Whoosh.
«Общая отраслевая позиция — в том, что рынок — за увеличение штрафов и за внесение изменений, в частности — в кодекс об административных правонарушениях. Напомню, что на данный момент штрафы от 800 до 1500 руб. Где-то около месяца назад коллеги-операторы самостоятельно увеличили штрафы. Штрафы сейчас близки по сумме друг к другу и составляют 500 руб. за самые простые нарушения, которые касаются неправильной парковки, и до 100—150 тыс. руб., в зависимости от оператора, за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения. Естественно, есть ряд штрафов, которые могут фиксироваться только нарушениями, которые фиксируются сотрудниками ГИБДД. В дальнейшем они передают постановление в службу оператора. Оператор на основании этого постановления может фиксировать правонарушение. Но есть правонарушения, которые фиксируются самостоятельно оператором. Это неспешивание на пешеходном переходе, езда вдвоем. Либо в службу поддержки обращаются с фото или видеоподтверждением очевидцы, либо через чат-бот Ассоциации операторов микромобильности отправляют эти заявления. В общем и целом, весь рынок, безусловно, выступает за улучшение безопасности и за те меры, которые будут к этому в дальнейшем приводить», — заявила Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности.