Новости

Импортозамещение на воде

17 ноября 2023

В рамках XVII Международного форума «Транспорт России» прошел демо-день индустриального центра компетенций «Морской и речной транспорт», на котором участники рассказали о специфике реализуемых проектов по замещению иностранного ПО на водном транспорте и продемонстрировали уже разработанные отечественные решения.

Необходимость импортозамещения западного программного обеспечения в критически важных транспортных процессах – это одна из целей реализации цифровой стратегии отрасли. Механизм индустриальных центров компетенций (ИЦК), который был запущен более года назад по инициативе премьер-министра России Михаила Мишустина, оказался действенным и доказал свою эффективность.

В рамках отраслевого центра компетенций по импортозамещению софта на транспорте сформировано 4 индустриальных центра компетенций. Один из них – ИЦК «Морской и речной транспорт», возглавляемый ФГУП «Росморпорт». В этом ИЦК два проекта.

Первый - проект по переводу системы управления движением судов (СУДС) морского порта на отечественное программное обеспечение. Проект реализуется на базе сочинского порта и будет в дальнейшем масштабирован на все наши крупные морские гавани. Проект входит в стадию завершения – поставлено необходимое программное и аппаратное обеспечение.

«Проект имеет важное значение в рамках развития цифровых сервисов е-Навигации и а-Навигации. Проект реализует «Ситроникс», а заказчиком выступает ФГУП «Росморпорт». И именно эти две компании ответственны за самый масштабный проект в сфере беспилотного водного транспорта – оснащение соответствующим оборудованием двух наших флагманских паромов, работающих на линии Усть-Луга – Балтийск. Речь о паромах «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Оба судна первые в России получили удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов», - отметил заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов.

По словам генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергея Пылина, приоритетом ИЦК при замещении иностранного ПО является обеспечение безопасности мореплавания, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). «Требованиями российского законодательства является использование на объектах КИИ отечественного ПО. Руководством ИЦК совместно с представителями Росморречфлота было принято решение об одобрении пилотного проекта по доработке отечественного ПО и замещению иностранного ПО для СУДС в порту Сочи».

Повышение безопасности и снижение аварий при швартовых операциях и стоянки судов около причалов – эти задачи решает второй проект ИЦК – «Создание информационной системы обеспечения лоцманской деятельности». Решение не только заместило существующее западное программное обеспечение, но и превосходит его по своим параметрам.

«Проект имеет свою историю. Ряд управлений использовали в своей деятельности планшеты для обеспечения лоцманов информацией о навигационной обстановке, но решение работало на иностранном ПО, не обладало необходимыми функциональными возможностями, обеспечивало работу только лоцманов, без «береговой» составляющей», - сказал Сергей Пылин.

Как отметил Дмитрий Баканов, параллельно решена задача использования электронных документов – происходит синхронизация лоцманских квитанций и планов проводок с единым электронным журналом. «Система может быть востребована на Севморпути, а также лоцманскими компаниями в дружественных странах», - сказал он.

О решениях по импортозамещению иностранного ПО на сессии рассказал президент Sitronics Group Николай Пожидаев. Среди представленных ИТ-компанией проектов - система управления движением судов (СУДС), электронно-картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС), автоматическая идентификационная система (АИС), технология автономного судовождения.

СУДС «СиТрафик» – современная система, обеспечивающая безопасность мореплавания, эффективное управление движением судов в портах, гаванях и прибрежных зонах, а также защиту окружающей среды от возможных негативных последствии. СУДС прошла сертификационные испытания, внесена в Единый реестр российского ПО и имеет Свидетельство об одобрении типа аппаратуры Минтранса РФ.

«Первым российским портом, где была внедрена система, стал морской порт Сочи. Проект является пилотным и сегодня уже находится на финальной стадии реализации. Внедрение отечественного решения позволит обеспечить технологический суверенитет и безостановочное функционирование порта», - рассказал Николай Пожидаев.

Говоря об успехах в развитии другого решения - технологии автономного судовождения, глава Sitronics Group сообщил, что она обеспечивает самостоятельное следование судна по заданному курсу, расхождение с другими судами, уклонение от объектов, представляющих опасность.

«В разработке применены технологии искусственного интеллекта, математического моделирования, распознавания и идентификации. Она уже прошла испытания на морских судах коммерческого флота, сейчас тестируется и дорабатывается для речных судов. Первые испытания на электросудне и грузовом буксире прошли успешно», - сказал он.