Новости

Нацпроект по беспилотникам и новые решения Минтранса для пассажиров обсудили на пресс-конференции в ТАСС

12 декабря 2023

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная запланированному на 19 декабря Международному форуму «ЦИФРОВАЯ ТРАНСПОРТАЦИЯ». На пресс-конференции подняли актуальные вопросы цифровой трансформации транспортной отрасли, подвели предварительные итоги 2023 года. Участие в пресс-конференции приняли заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, начальник управления организации воздушного пространства (Росавиация) Сергей Мартыненко, сенатор РФ, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, заместитель Председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артём Шейкин, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов, вице-президент по информационным технологиям Транспортной группы FESCO Дмитрий Суровец и директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов рассказал об основных цифровых достижениях транспортной отрасли за последние несколько лет. Особое внимание с лета 2022 года было уделено импортозамещению зарубежных IT-технологий и переходу на отечественные технические решения. Для решения этой задачи в транспортной сфере было создано четыре Индустриальных центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений. При участии лидеров отрасли – «РЖД», «Аэрофлот», «Шереметьево», «Росморпорта» и других были созданы ИЦК для железнодорожного транспорта, авиации и аэропортов и морского и речного транспорта. Сейчас в рамках ИЦК успешно реализуется 18 проектов, подчеркнул Дмитрий Баканов.

Также заместитель министра рассказал об успехах внедрения электронного документооборота и интеграции системы ОАО «РЖД» ЭТРАН и Государственной информационной системы электронных перевозочных документов, которая запущена в эксплуатацию чуть больше года назад. На текущий момент информацию в систему передают компании из 75 регионов. Ежедневно система обрабатывает по 12 тысяч документов, объем растет буквально с каждой неделей. Также Баканов раскрыл подробности создания платформы для пассажирских перевозок, которая будет включать в себя четыре составляющие: федеральную информационно-навигационную систему, систему обнаружения нелегальных перевозок, отраслевую систему управления данными (мониторинг городского транспорта), систему учета льгот и субсидий на авиационную перевозку.

По словам заместителя Министра промышленности и торговли РФ Василия Шпака, транспортная отрасль один из самых больших и динамично растущих рынков. Большинство из того, что нужно транспортной отрасли сегодня российская промышленность может делать. «За последние 2 года мы сумели нарастить объем автомобильной электроники на борту, которая производится у нас практически до 80%. Тот спрос, который возник за последние 2 года дает возможность развиваться нашей радиоэлектронной промышленности, нашему приборостроению, нашим производителям электронной компонентой базы», - сказал он.

Говоря о цифровизации транспорта, сенатор РФ Артем Шейкин констатировал, что отрасль – идеальная площадка для использования подобных решений. Сенатор рассказал о разрабатываемом законе об автоматизированных транспортных средствах, который, по его словам, призван урегулировать вопросы интеграции беспилотных автомобилей в движение на дорогах, а также вопросы распределения ответственности.

Начальник управления организации воздушного пространства (Росавиация) Сергей Мартыненко подробно остановился на развитии беспилотной авиации и о реализации соответствующего федерального проекта. По его словам, одна из основных задач - оптимизация административных и технических ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения.

Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич напомнил, что сегодня к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено 10 млн транспортных средств, за время работы системы обработано более 350 тысяч вызовов, 80% из которых была произведена в автоматическом режиме. «Наша задача на сегодня - не стоять на месте, и, осуществляя ежегодное масштабирование системы, а в этом году мы приросли более чем на миллион транспортных средств, мы должны обеспечивать высокий уровень надежности», - отметил Райкевич.

Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов анонсировал новую систему, которая поможет планировать рабочий график водителей и экипажей транспортных средств. “Система предназначена для оптимального планирования персонала и транспортных средств для предприятий транспортного комплекса. Например, для планирования рабочего времени экипажей или водителей городского пассажирского транспорта. Подробнее о системе мы расскажем на предстоящем форуме”, - сказал он, отметив, что новый продукт нацелен на оптимизацию рабочих процессов предприятий.

В своем выступлении вице-президент по информационным технологиям Транспортной группы FESCO Дмитрий Суровец рассказал: «Решения, которые мы готовы показать, связаны в первую очередь с производственной деятельностью. Не секрет, что непрерывность и скорость прохождения груза зависит от многих факторов. И не везде только одна цифровизация может в этом помочь: есть архитектурные ограничения, и физические, и законодательные. Безусловно, это не только производственные системы, у нас есть инновационные вещи: искусственный интеллект, цифровой двойник, интерактивная карта, умный безопасный порт, аналитика видеонаблюдения. Все эти вещи мы сможем показать во время предстоящего мероприятия».

В завершение пресс-конференции директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова пригласила всех присутствовавших на Международный форум «ЦИФРОВАЯ ТРАНСПОРТАЦИЯ», который пройдет в Москве 19 декабря.

«У нас на сегодняшний день 23 партнера Форума, это крупнейшие компании транспортной отрасли и промышленности. Это большой успех, что нам удалось собрать на одной площадке не только отраслевых, но и межотраслевых участников. Что касается международного участия, то у нас заявлено 20 стран – это дружественные России страны. Не все смогут приехать, кто-то выступит онлайн. Но главное, что впервые в цифровой повестке на транспорте мы заявляем участие международного блока. По результатам Форума мы намерены подготовить повестку для рабочей группы по цифровизации на транспорте комиссии по транспорту БРИКС, предложенной к созданию Президентом России Владимиром Путиным в августе этого года», - рассказала Полина Давыдова.

В своем выступлении она также напомнила о роли Ассоциации в создании и развитии ГИС ЭПД, работе над созданием НЦТЛП, и рассказала о лидерстве России в беспилотном транспорте. В качестве примера она привела беспилотный логистический коридор между двух столиц – Москвой и Санкт-Петербургом. По ее словам, только за первые полгода эксперимента по доставке грузов беспилотными грузовиками по трассе М-11 «Нева» перевезено свыше 11 тысяч тонн груза, пройдено более 600 тысяч километров, при этом – за весь период эксплуатации, то есть за полгода, не произошло ни одного ДТП.

В этом отношении она напомнила, что приглашение на Форум американского бизнесмена Илона Маска было не шуткой, поскольку Россия могла бы продемонстрировать ему успехи в эксплуатации беспилотного транспорта. При этом Маск мог бы стать свидетелем реализации проекта по запуску первого в России безэкипажного судна.

«Важным информационным поводом нашего Форума станет запуск беспилотного движения одного из автономных судов «Маршала Рокоссовского» или «Генерала Черняховского», работающих на линии «Усть-Луга-Балтийск». Все это не может не радовать нас. В том числе на фоне «отката назад» у разработчиков автобеспилотников в США. Поэтому говорю уверенно, наша страна является мировым лидером в части внедрения всех видов беспилотного транспорта», - отметила Полина Давыдова.