Новости

Названы тренды цифровой трансформации на транспорте

24 января 2023

Цифровые решения на всех видах транспорта оптимизируют бизнес-процессы, повышают качество услуг для пассажиров. Пандемия и санкции, введенные в отношении российских компаний в 2022 году, ускорили внедрение российских технологий и программного обеспечения. Канал «Цифровой транспорт», основываясь на цифровой стратегии Минтранса России и мнении руководителей ведущих транспортных компаний и экспертов отрасли, назвал основные тренды в цифровизации на транспорте.

Импортозамещение

2022 год дал мощный импульс скорейшему развитию импортозамещения на транспорте. Участникам отрасли пришлось оперативно искать решения, способные заменить иностранное программное обеспечение и оборудование, чтобы обеспечить бесперебойное, безопасное функционирование всех систем и процессов. В ближайшие годы это останется важнейшим трендом и направлением работы.

Антон Мацкевич, заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот»: «Тренд на достижение программного и технологического суверенитета будет только усиливаться в ближайшие годы. В 2022 году «Аэрофлот» перешел в сжатые сроки на отечественную систему бронирования авиабилетов, обеспечив тем самым безопасность данных наших пассажиров и экипажей, бесперебойность авиасообщения. При этом работа по импортозамещению продолжается, как в части совершенствования системы «Леонардо» нашими партнерами — компанией-разработчиком, так и в части разработки отечественных систем безопасности полётов».

Кибербезопасность

Цифровизация транспорта и логистики значительно повышает эффективность всех процессов, но вместе с тем остро ставит вопрос об информационной безопасности как самих компаний-участников отрасли, так и рядовых пользователей их сервисов и услуг. Поиск решений для предотвращения кибератак и защиты данных останется одним из ключевых трендов 2023 года.

Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта Российской Федерации: «В будущем году обращаем особое внимание на критическую информационную структуру с точки зрения информационной безопасности».

Денис Смирнов, генеральный директор ООО «МТС.Авто»: «Для транспортной сферы очень важный вопрос — как ежедневно обеспечивать безопасность информационного поля пользователей сервисов. Мы в МТС в этом году выделили отдельное направление по работе над кибербезопасностью».

Беспилотники

Тренд на развитие беспилотного транспорта и связанной с ним инфраструктуры уже давно в топе и не собирается сдавать позиций: беспилотными становятся грузовики, водные суда, поезда. Но беспилотный транспорт — это не только летающие дроны или авто без водителя. Это сложная связь интеллектуальных систем: компьютерное зрение, технологии взаимодействия транспортных средств друг с другом, с дорогами и парковками. Инфраструктура умных дорог, платформы организации беспилотного движения и нормативно правовое регулирование процесса.

Антон Замков, генеральный директор, ООО «РТ- Инвест Транспортные Системы»: «Тренд на беспилотники остаётся очевидным. Работа по беспилотному грузовому коридору на трассе М-11 «Нева» продолжается, и я очень надеюсь, что в следующем году мы уже увидим результаты этой работы».

Электронный документооборот на транспорте

В транспортно-логистической отрасли генерируется больше всего документов на каждом этапе движения груза. Переход к электронному документообороту ускоряет процессы, делает их эффективными, дешёвыми и прозрачными. В России уже начала работать Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) на грузовом автомобильном транспорте, и её развитие и внедрение на других видах транспорта — очевидная потребность и актуальный тренд.

Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА»: «В выигрыше будет тот, кто сможет предложить клиенту оптимальные безбумажные, бесшовные технологии. Поэтому я предположу, что в следующем году мы перейдём на перевозки по электронным железнодорожным накладным».

Павел Голосов, директор Центра цифровых решений и ИИ, декан факультета информационных технологий и анализа данных РАНХиГС: «Введение электронных транспортных документов расширяет цифровую транспортную инфраструктуру: цифровые пломбы для транзитных грузов, бесконтактные рамки весогабаритного контроля, умные дороги».

Искусственный интеллект и биометрия

Искусственный интеллект проникает во все отрасли и сферы — процессы цифровизации без него практически не выполнимы. Транспорт — не исключение. Ни одно из цифровых направлений, будь то развитие беспилотных технологий, мультимодальность или безопасность транспорта не обходится без решений на основе ИИ. В будущем развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта только усилится.

Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»: «Если говорить о трендах в цифровизации транспорта, то это, безусловно, искусственный интеллект, который уже доказывает свою колоссальную эффективность».

Дмитрий Марков, генеральный директор компании VisionLabs: «Мы считаем, что время биометрии только начинается, и уже сейчас в России мы знаем о ряде успешных проектов, которые позволяют нам уверенно смотреть в будущее. Флагман — уникальная система оплаты лицом Face Pay в Московском метрополитене».

Ускорение доставки грузов

Тренд на ускорение доставки грузов за счет внедрения цифровых инструментов на всех видах транспорта.

Ольга Федоткина, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики: «Применение цифровых технологий - наиболее экономически эффективный путь для быстрого реагирования на изменения на рынке грузоперевозок. Внедрение цифровых решений происходит как на уровне бизнеса, так и на уровне государства. Быстрая «перестройка» бизнеса требует от государства стремительно развивать и внедрять новые цифровые инструменты: обеспечить увеличение скорости прохождения процедур на границе, внедрить мультимодальный электронный документооборот и пр. Один из вариантов - использование подхода ГИС ЭПД для создания общих систем электронного документооборота на транспорте с дружественными странами».

Мультимодальность пассажирских перевозок

В рамках отраслевого проекта «Зелёный цифровой коридор пассажира» компании уже активно разрабатывают и внедряют решения для бесшовных пассажирских перевозок, позволяющие планировать, строить маршруты и оплачивать поездки в одном месте. Тренд на развитие мультимодальности пассажирских перевозок останется одним из заметных и в 2023, и в последующие годы.

Андрей Черемных, руководитель рабочей группы «Зеленый цифровой коридор пассажира» Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»: «Мультимодальность позволит не только использовать любые виды транспорта во время поездки, но и учитывать все имеющиеся у пассажира льготы при покупке «единого билета». Мы получим целую открытую экосистему, которая повысит удобство и доступность общественного транспорта, а также позволит выйти на следующий этап развития мобильности».