Новости

РЖД не хватает кадров для цифровой трансформации. По отдельным специальностям — «чистое поле»

15 ноября 2019
Источник

Выступая на CNews FORUM 2019, ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал об утвержденной на днях стратегии цифровой трансформации компании и отметил, что для ее реализации по отдельным направлениям в России нет кадров вовсе. 

 ИТ-специалисты для трансформации   


При реализации утвержденной в конце октября 2019 г. стратегии цифровой трансформации «Российских железных дорог» РЖД до 2025 г. ключевым вопросом станет кадровый, причем по отдельным намеченным направлениям развития специалистов в России на данный момент просто не существует. Об этом в рамках прошедшего в начале ноября 2019 г. в Москве CNews FORUM сообщил директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин. 

 
«Самое важное в стратегии — это конечно люди, — отметил он. — Как это ни банально звучит, для нас они самый ценный актив. Можно поменять любые процессы, заменить любые технологии; вопрос — кто те люди, которые это будут делать». 

Евгений Чаркин считает масштаб заложенных в стратегию проектов колоссальным, поэтому для него уже сейчас очевидно, что РЖД предстоит серьезное усиление ресурсной составляющей. «И проблема в том, что по некоторым направлениям, по которым сейчас начинаем работать, в частности по квантовым коммуникациям, этих людей вообще нет, — говорит он. — Есть определенные наработки на уровне науки. Но на уровне студентов, школьников, профессиональных специалистов, экосистемы — чистое поле. И такая ситуация не только по квантовым коммуникациям. Поэтому вопрос кадров, квалификации, стандартов стоит крайне остро».  

 
 Где готовятся кадры для РЖД  

 
Как отмечает Чаркин, по линии кадровых вопросов РЖД уже активно сотрудничает с образовательным центром «Сириус» в Сочи, созданном в декабре 2014 г. образовательным фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента России. «Мы работаем по выстраиванию сквозной цепочки подбора, поиска, оценки и развития талантливых детей, студентов и специалистов, — поясняет топ-менеджер. — Но нюанс в том, что мы говорим об избранных. “Сириус” — это верхняя планка. Я считаю, наша ключевая задача совместно с федеральными органами исполнительной власти, со всеми участниками процесса сделать так, чтобы наш “средний” уровень был не средним, а высоким».   

 
Новая стратегия РЖД  


Рассматриваемая стратегия цифрового развития РЖД определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики. Документ задал приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также описал необходимые для изменений ресурсы и технологии. 

В РЖД считают, что реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг. 

По словам Чаркина, к 2025 г. расчетный экономический эффект от цифровой трансформации непосредственно для РЖД составит 150 млрд руб., а ее косвенный вклад в экономику страны — порядка 400 млрд руб. 

Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ: комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава и платформа непроизводственных процессов. 

Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах. «Важно то, что документ, который мы сделали, полностью увязан с долгосрочной программой развития РЖД до 2025 г. — по срокам, по ресурсам, и главное по эффектам», — подчеркнул Чаркин. Среди этих эффектов он назвал достижение доли 70-процентной доли электронных билетов в поездах дальнего следования, 75-процентной доли услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде, 90-процентной доли электронных документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса, 55-процентной доли операций в бизнес-процессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека. 

Кроме того, через шесть лет количество пользователей в РЖД и дочерних структурах компании, которые используют отечественное ПО, включенное в единый реестр при Минкомсвязи, должно составить не менее 70%.