Новости

ЦТЛ: "регуляторные песочницы" не снимают риски внедрения цифровых технологий. Комментарий для ТАСС

13 марта 2020
Источник

По мнению аналитиков Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ), основными достижениями в области цифровой трансформации транспорта станет не создание пилотных проектов, а внедрение готовых проектов в экономику.

Принятие закона о "регуляторных песочницах" позволит запустить целый ряд проектов цифровой трансформации транспорта. Но пока законопроект не учитывает риски масштабного внедрения технологий, которые могут остаться невостребованными. Об этом порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, рассказал главный аналитик Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ) Андрей Ионин.

Участники транспортной отрасли поддерживают принятие закона о "регуляторных песочницах". "Считаем, что это ключевой закон для цифровой трансформации всей экономики, - сказал порталу главный аналитик Ассоциации ЦТЛ Андрей Ионин. - В сфере транспорта уже есть множество проектов, которые могут быть реализованы только тогда, когда этот закон начнет работать". К примеру, проект использования беспилотных воздушных судов для решения транспортных задач на Крайнем Севере.

Между тем, по мнению Ионина, законопроект не учитывает риски дальнейшего внедрения новых технологий. "В ходе реализации проектов надо отрабатывать не только новые технические решения, но и новую инфраструктуру, и главное - новые нормы регулирования, - отмечает он. - Сейчас в проекте федерального закона нет ясности, кто эти новые нормы закона для их отработки в пилотных зонах будет разрабатывать". Кроме того, нецелесообразно перекладывать на небольшие стартапы все технологические риски при разработке новых технологий. Правильным было бы создание государственного страхового фонда, который возьмет на себя эти риски, считают в ЦТЛ.

Но даже успешная отработка пилотного проекта не гарантирует успешного внедрения технологии. "Может получиться, что пилот успешно проведен, а финального продукта на рынке нет", - пояснил Ионин. Он добавил, что при технологической трансформации победит не та страна, которая первой разработает технологию, и даже не та, которая первой ее апробирует, а та, которая первой ее внедрит в экономику.

Как подчеркивает эксперт, проект закона устанавливает жесткие временные требования ко всем государственным структурам (по дням, - прим. ред.) для пилотной зоны. "Но в проекте закона нет никаких обязывающих норм по масштабированию успешных результатов пилотного проекта на всю страну, - отмечает он. - А ведь в итоге нас интересует не результаты пилотного проекта, а когда эти решения заработают на всей территории страны и станут доступны всем потребителям".

О "регуляторных песочницах"

Создание "регуляторных песочниц" предусмотрено законопроектом "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", который обсудили в четверг на заседании правительства. Как отметил премьер-министр России Михаил Мишустин, цифровые технологии развиваются настолько стремительно, что не вписываются в действующие правила и законы. Глава кабмина считает, что экспериментальные правовые режимы позволят "обкатать новые технологии на практике". Для тестирования в "регуляторных песочницах" одобрено восемь направлений: медицина, транспорт, дистанционное образование, торговля, финансовый рынок, архитектура и строительство, промышленность, а также предоставление государственных услуг.

фото: amd.com